Эффект домино

Кто несет ответственность за европейский кризис: жадные банкиры или расточительные правительства Старого Света? Одно из последних исследований в этой области выносит поразительный приговор: прежде всего, деятельность, которую вели в США немецкие и французские банки, вызвала последний финансовый кризис.

Нынешний европейский финансовый кризис — классическая цепная реакция. В 2007 году в США лопается пузырь рынке недвижимости, а по другую сторону Атлантики немецкие, швейцарские и французские банки сразу же попадают в финансовые сложности. Ранее они массово приобретали в США ценные бумаги, в основу которых были положены ссуды и кредиты, которые еще ранее были выданы американцам из нижнего и среднего слоя общества на покупку недвижимости. Когда эти слои населения Америки перестали платить проценты по кредитам, эти ценные бумаги сразу же потеряли их стоимость.

Однако, расплачиваются до сих по этим ценным бумагам, не немецкие и французские налогоплательщики, как это должно было бы быть по логике вещей, а те страны, которые некоторое время спустя получили нелестное прозвище Piigs: Португалия, Ирландия, Италия, Греция и Испания. К такому выводу, во всяком случае, приходит в его последнем анализе немецкий Институт макроэкономики и изучения конъюнктуры (IMK). По мнению исследователей IMK связь проста. До начала кризиса французские и немецкие банки были самыми важными кредиторами правительств и банков стран-Piigs, сообщается в исследовании. До середины 2008 года французские и немецкие кредитные институты держали на их балансах 60 процентов всех банковских требований по отношению к Италии, 45 процентов к Испании, 42 к Греции, 37 к Ирландии и 33 к Португалии.

Эффект домино
Эффект домино

Когда лопнул пузырь на рынке недвижимости США, на балансах банков Германии и Франции оказалось никому ненужные ценные бумаги на миллиарды долларов. Кредитным институтам ничего другого не осталось, как попытаться провести с молниеносной быстротой оздоровление их балансов. Первое, что они сделали, чтобы получить свежий капитал, — выбросили на рынок гособлигации стран-Piigs, которыми они владели. Рынок гособлигаций мгновенно рухнул. Второй шаг, на который были вынуждены пойти банки Германии и Франции, — прекратить дальнейшее кредитование стран-Piigs. «Это произвело эффект экстренного торможения в области финансирования, а страны-Piigs мгновенно попали в так называемые кредитные тиски», — сказано в исследовании.

Чем меньше кредитов предоставляет какой-нибудь банк, тем меньше ему необходимо собственного капитала, который и так в большинстве случаев уже был в то время практически полностью исчерпан на списания по американским ценным бумагам. Свою долю в развитие кризиса внесли и продолжают вносить также европейские надзорные органы, постоянно требующие увеличения доли собственного капитала банков. Спираль вращается без остановки. Ее сжатие несколько тормозит Европейские центральный банк (ЕЦБ), скупая гособлигации стран-Piigs, а также Европейский инвестиционный банк (EIB), единственный, кто продолжает хоть что-то инвестировать в экономики стран-Piigs.

[intlink id=»27704″ type=»post»] Deutsche Bank стал лордом трущоб Лос-Анджелеса[/intlink]

Рекомендованные статьи