Фильм о фильме: Фердинанд Мариан и “Еврей Зюсс”

Конопленка

На экраны немецких кинотеатров выходит фильм, посвященный роковой судьбе Фердинанда Мариана, исполнителя главной роли в картине “Еврей Зюсс”, которая стала мощным оружием пропаганды для Третьего Рейха. Актер пошел на сделку с совестью, запустив жестокие жернова Холокоста, которые впоследствии убьют его жену и лучшего друга.

В начале XVIII века в Швабии действительно проживал придворный финансист еврейского происхождения Зюсс Оппенгеймер, который был казнен после смерти своего высокого покровителя. История его жизни была отражена в хрониках, легендах и даже гравюрах. Опираясь на исторический и фольклорный материал, известные европейские писатели Гауф и Фейхтвангер создали романы об Зюссе Оппенгеймере, причем названия были идентичны — «Еврей Зюсс». Роман пера Гауфа был малоизвестен.

Пленка

А роман Фейхвангера имел намного больший успех. На основе исторического материала Фейхтвангером было создано сложное философское жизнеописание судьбы человека. Этот роман активно обсуждался в обществе, его ставили в театрах. В 1940 году в Германии выходит откровенно антиеврейский фильм «Еврей Зюсс» по мотивам романа Гауфа. Сценарий был написан немецкими пропагандистами. Фейхтвангер решил, что нацисты без его разрешения использовали его литературный материал, исказив его в сторону своей идеологии. Он написал открытое письмо талантливым немецким актерам, снявшимся в фильме, с обвинениями в конформизме. Когда ему указали, что за основу был взят текст Гауфа, о котором Фейхтвангер не знал, разгорелась полемика — чего было больше в работе нацистских сценаристов, режиссеров и актеров — Гауфа, Фейхтвангера или собственного творчества.

Споры киноведов были сильно ангажированы, но было ясно, что нацисты умело воспользовались Фейхтвангером, благодаря которому история Зюсса Оппенгеймера стала широко известна. Для нацистского кинематографа фильм «Еврей Зюсс» имел исключительное значение. Во-первых, выход фильма сопровождался скандалом, вышедшим далеко за рамки Германии. Во-вторых, в отличие от чисто пропагандистских фильмов («Вечный жид»), и фильмов, в которых был развитый сюжет, но неявно выраженная пропаганда («Крейцерова соната», «Чайковский — арийский характер», «Девушка моей мечты»), фильм «Еврей Зюсс» сочетал сложную драматургию и сложную игру актеров с антиеврейской пропагандой.

Рекомендованные статьи