"Ворованный " Рубенс довел коллекционера до суда

Скандалом обернулась громкая история семилетней давности вокруг шедевра Рубенса «Тарквиний и Лукреция», который, как заявляет Германия, был украден из музея Сан-Суси в Потсдаме во время Второй мировой войны. Как пишут сегодня «Известия», владелец полотна Владимир Логвиненко, чьи права на картину в 2003 году удалось отстоять с помощью российских властей, уже несколько лет предпринимает активные действия для продажи ее за рубежом. И это при том, отмечает издание, что семь лет назад он твердо заявлял о намерении оставить шедевр в России и выставить его в Эрмитаже на условиях бессрочного экспонирования. Сейчас Логвиненко выступает ответчиком по иску своего делового партнера Анатолия Локтионова, который обвиняет его в невыполнении обязательств, связанных как с «Тарквинием и Лукрецией», так и с рядом других произведений искусства.

Новая история началась в 2007 году, когда Владимир Логвиненко известный предприниматель, бывший первый вице-президент компании «Роснефть» Анатолий Локтионов заключили меморандум о намерениях и договорились создать специальный Фонд искусств, который и будет заниматься продажей картины. При этом Логвиненко обязуется передать в фонд саму картину, а Локтионов — 10 миллионов евро. Анатолий Локтионов сразу после подписания меморандума перечисляет Логвиненко авансом пять миллионов евро. Через полгода обеспокоенный судьбой пяти миллионов, Локтионов инициирует новые переговоры. Логвиненко предлагает заменить Рубенса на другой шедевр — полотно Тициана «Венера и Адонис» — и обязуется продать его. Видимо, замена скандального полотна другим в большей степени была обусловлена сложностями, связанными с продажей шедевра в Европе, а отнюдь не желанием оставить сокровище в России. Локтионов соглашается. Но проходит еще два года, и все, что может предложить Логвиненко — это обещание продать еще три других рубенсовских полотна. Локтионов повел речь о возврате средств, но Логвиненко отвечал, что денег нет и обещает до 1 марта 2010-го все продать. Стороны подписывают новый протокол, но и весной 2010 года и картины, и деньги были в том же состоянии. В марте 2010-го года Локтионов начал самостоятельно искать покупателей — даже провел консультации с президентом Парижской биеннале антикваром Аароном Эрве. От Логвиненко требовалось только одно: предоставить экспертные заключения, безусловно подтверждающие подлинность произведений, а также разрешения на их вывоз. Но ни того, ни другого сделано не было, и дальнейшие переговоры с потенциальными покупателями оказались бессмысленны.

Агентство РБК в этой связи замечает, что у экспертов есть сомнения в том, что три произведения действительно принадлежат кисти самого Рубенса, а не его учеников. Специалисты также указывают на массу расхождений в технике письма. Есть у экспертов сомнения в подлинности и относительно полотна Тициана. Сейчас иск Анатолия Локтионова к бывшему деловому партнеру рассматривается в Лефортовском суде Москвы. По мнению адвокатов Локтионова, дело будет выиграно и Владимиру Логвиненко скорее всего придется выплатить всю сумму с процент амии. Однако, отмечает издание, скорее всего денег у него нет, т.к. по одной из версий, он купил на них другие произведения — Тициана и три картины Рубенса, о которых говорилось выше.

Рекомендованные статьи