Отар Иоселиани привез в Канны «Шантрапу»

Отар Иоселиани

Сегодня публике был представлен последний фильм Отара Иоселиани — «Шантрапа». Картина была показана в рамках внеконкурсной программы, как и лента «Истина в вине», получившая приз Луи Деллюка в 1999 году.

И все развлекаются…

Русское слово «шантрапа» происходит от французского «он не будет петь». Заимствованное в XIX в из французского выражение относилось в России к молодым людям, не прошедшим отбор у итальянских  мастеров бельканто и считавшимся поэтому ни на что не годными. В похожей ситуации оказывается и кинорежиссер Николя, который вынужден из-за проблем с цензурой покинуть родную Грузию и уехать во Францию. Здесь Николя не долго пребывает в состоянии благодати. «Шантрапа» — притча о том, как важно оставаться самим собой, несмотря на все препятствия. Но притча, полная поэзии и юмора.

Отар Иоселиани
Отар Иоселиани

«Кино – это чудесная ярмарка. Там есть все: торговцы, пьяницы, серьезные люди, чиновники. А в центре этой толпы – режиссер, и все развлекаются» — говорит Отар Иоселиани. По своему обыкновению Иоселиани снял в картине непрофессиональных актеров, «чтобы избежать клише и актерских привычек – ведь актеры постоянно переходят от одной роли к другой». Единственным исключением из правила стали Бюлль Ожье (Bulle Ogier) и Пьер Этэ  (Pierre Etaix ). Заметим, что Этэ известен как режиссер. Однако, это не мешает ему периодически примерять на себя амплуа актера («Сады осенью» Отара Иоселиани или «Неудачники» Жана-Пьера Жене (Jean-Pierre Jeunet).

«Шантрапа» — это коллективный портрет режиссеров

Отар Иоселиани, живущий во Франции с  1982 года, отрицает автобиографичность сюжета. «Шантрапа» — это коллективный портрет режиссеров. Мне всегда удавалось сделать то, что я хочу, даже если мои фильмы потом запрещали» — объясняет он.  Новая картина Иоселиани начинается с показа одной из его первых работ — неизданной короткометражной ленты, снятой в 1959 г., когда ему было 25 лет. Но, как уверяет режиссер, все дело — в авторских правах. Если бы он мог, он выбрал бы фильм кого-нибудь из своих коллег — Шенгелая или Тарковского.

[intlink id=»1994″ type=»post»]Каннские темы: Европа, память, феминизм[/intlink]

Рекомендованные статьи